В начале мая на Netflix стартовал показ сериала «Бодкин» — черной комедии о злоключениях трех подкастеров в уединенном ирландском городке. Это первый игровой сериал продюсерской компании Higher Ground Productions, которую создали Барак и Мишель Обама: до сих пор она выпускала только полнометражные фильмы — документальные и игровые, — анимационные шоу для детей и подкасты. «Бодкин» напоминает одновременно сериальный хит «Убийства в одном здании» и фильмы Мартина Макдонаха об Ирландии. Рассказываем, почему эта комбинация работает.
С тех пор, как Дэвид Линч 30 лет назад выпустил «Твин Пикс», маленькие городки с большими секретами не исчезают из сериалов. В последнее время к этой теме возвращаются так часто, что профильным изданиям можно заводит тэг «„Твин Пикс“ месяца». В марте в британском стриминге незаметно для отечественного зрителя прошел «Пассажир», а в апреле на Hulu стартовал ностальгический нуар «Под мостом». В обоих случаях мы имеем дело с провинциальными городками, в которых происходит что-то жуткое: «Пассажир» рассказывает о британской глуши, где исчезают подростки, «Под мостом» — о канадской провинции, где убили школьницу. В мае настала очередь «Бодкина».
На этот раз место действия — вымышленный город Бодкин на ирландском побережье. Это второй беспроигрышный элемент сериала: об Ирландии сегодня снимают не меньше, чем о загадочных городках в захолустье. Живописные пейзажи острова идеально подходят и для нуарных детективов («Дублинские убийства»), и для черных комедий («Заговор сестер Гарви»), и ностальгических ситкомов («Девчонки из Дерри»). В начале года до американского стриминга добралась «Женщина в стене» — запутанный триллер о приютах Магдалины. Второй сезон «Туриста», тоже стартовавший в январе 2024-го, рассказывает о событиях в Дублине.
Не стоит забывать и про Мартина Макдонаха. В «Бодкине» легко обнаружить все фирменные ингредиенты его трилогии про острова на букву «И», включая недавний фильм «Банши Инишерина». Здесь есть и непримиримый конфликт бывших друзей, и песни в полутемных барах. Вообще, когда американские продюсеры снимают сериал об Ирландии, легко может получиться продукт, полный клише. Но раз ирландские рецензенты хвалят «Бодкин» за творческий подход к стереотипам, приходится им верить.
Третий компонент сериала — тру-крайм подкасты. «Бодкин» понравится и поклонникам этого формата, и тем, кому он наскучил. Создатели сериала основательно изучили феномен подкастов-расследований. Все жанровые штампы на месте — и патетический закадровый голос, беззастенчиво сыплющий пафосными банальностями, и навязчивые темы из саундтрека.
Три непохожих подкастера-любителя расследуют преступления: этот сюжет мы уже знаем по «Убийствам в одном здании». «Бодкина» с «Убийствами» стали сравнивать еще до премьеры. Но, несмотря на очевидную перекличку, эти сериалы все-таки разные. Ирландское расследование в отличие от нью-йоркского — более шероховатое, реалистичное, хаотичное. Причудливая комедия здесь прекрасно уживается с проникновенной драмой, а за бравадой персонажей, как правило, скрывается незаживающая личная травма.
В отличие от «Убийств», здесь не умиляются неуклюжим героям, которые пытаются сделать себе имя на чужой беде, а жестко высмеивают саму идею криминальных подкастов, причем достается не только их создателям, но и слушателям. Получается, завязка знакомая, но подход новый. Да и хронометраж серий совсем не ситкомовский — каждый из семи эпизодов длится около часа.
При просмотре «Бодкина» может вспомниться еще и эпизод «Лох-Генри» из недавнего шестого сезона «Черного зеркала»: там мало того, что про тру-крайм, так еще и место действия — не менее хмурая провинциальная Шотландия. Но в отличие от него «Бодкин» не собирается вас пугать (скорее наоборот) и так же далек от жанра хоррор, как «Черное зеркало» — от сериала «Друзья».
В общем, идея проекта о подкастерах в провинциальной глуши, похоже, давно ждала полноценной реализации. Продюсеры в лице Барака и Мишель Обамы явно не промахнулись, взявшись за «Бодкина» в качестве первого игрового сериала для их компании.
Главную роль в «Бодкине» исполняет Уилл Форте — американский комик-резидент SNL, известный по сериалу «Последний человек на Земле»: там он создал на удивление раздражающего персонажа, но здесь его герой даже вполовину не такой эксцентричный и радикальный. Форте играет американского подкастера Гилберта Пауэра: несколько лет назад его прославил подкаст о борьбе жены с раком, и теперь ему нужен новый хит, потому что дела идут не очень — как финансовые, так и семейные. Гилберт решает сменить жанр и переключиться на тру-крайм-формат. Для этого герой решает отправиться в ирландскую глубинку — заштатный городок Бодкин, где двадцать пять лет назад в ночь Самайна (кельтского праздника, к которому восходит международный Хэллоуин) пропали три не связанных друг с другом человека. Заодно подкастер намерен изучить свои ирландские корни.
Гилберт делает подкаст вместе с The Guardian — и редактор газеты выделяет ему двух сопровождающих: стажерку Эмми Сизер (Робин Кара) и опальную журналистку Дав Мэлоуни (Шиван Каллен). Если для Эмми это первое большое задание в карьере, то для Дав — вынужденная ссылка. Грубоватая репортерка сама родом из Ирландии и совсем не хочет возвращаться на родину, с которой у нее связаны исключительно травмирующие воспоминания. Мало того, что Дав в Ирландии все раздражает, так и тру-крайм подкастеров она иначе как некрофилами не называет. Так что отношения с полными энтузиазма Гилбертом и Эмми у нее изначально не задаются.
В Ирландии Гилберт то и дело удивляется местным нравам — совсем как агент Купер. Эксцентриков в Бодкине действительно хватает. Монашки в местном монастыре занимаются йогой и пьют галлюциногенный чай, нанятый героями водитель слушает исключительно румынский рэп, а молчаливый бородач в местном пабе может ни с того ни с сего запеть проникновенную народную балладу.
Давнишнее дело с исчезновением людей никто с чужаками обсуждать не желает. «Преступлений у нас тут не бывает — мы тут от природы добрые», — сообщает героям начальник местной полиции, напившийся прямо посреди рабочего дня. Полицейские в Бодкине придерживаются теории, что пропавшие просто уехали, не попрощавшись. Примерно с такой же ситуацией столкнулся герой Саймона Пегга в фильме «Типа крутые легавые»: несложно заметить, что у «Бодкина» и второй части «Корнетто-трилогии» Эдгара Райта очень схожее ДНК.
Тем не менее, за всеми местными байками Дав удается разглядеть настоящее дело. При этом главный подозреваемый (Дэвид Уилмот) оказывается чертовски харизматичным и романтичным бородачом: он бросает цветы с утеса в океан, словно Байрон, философствует о значимости «Гиннесса» в жизни человека, а в нужный момент включает «Time After Time» Синди Лопер.
Дальше — все по законам жанра: создатели будут бесконечное количество раз пускать зрителя по ложному следу, а герои — попадать в ситуации одна нелепей другой. Закончится все застольной песней «Праздничный бокал», которую недавно в память о недавно умершей певице Шинейд ОʼКоннор перепела группа boygenius. Эта традиционная баллада — родом из Шотландии, но ее с удовольствием поют и ирландцы. Она начинается строчками, лучше всего передающими мудрость, к которой, надо полагать, пришли главные герои в финале: «Все деньги, которые у меня были, я потратил в хорошей компании. А все зло, которое я когда-либо сделал, принесло вред только мне, больше никому».
Зрители из ирландской глубинки искренне не оценили комедийную составляющую сериала. «Там, где я живу, все на самом деле такие, для меня это самые обычные люди, ничего смешного в них нет», — написал один из них в Reddit. Это мило и скорее идет в плюс «Бодкину», чем наоборот. Настораживает другое. Судя по комментариям, многих зрителей озадачил финал, призывающий к нестяжательству — и это, наверное, самый неутешительный вывод о нашем обществе, который «Бодкин» ненамеренно преподносит.
Каким получился третий сезон «Убийств в одном здании»
«Медуза»