В мировой прокат вышла вторая часть «Головоломки» («Inside Out») — прокатного хита Pixar об эмоциях, живущих в голове обычной девочки Райли. Теперь она выросла, наступил переходный возраст, и сознание захватила Тревожность со своими напарниками Стыдом, Завистью и Хандрой. Режиссером второй части мультфильма стал дебютант в полном метре Келси Манн, пришедший на смену креативному директору Pixar Питу Доктеру. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, удалось ли Манну сделать достойное продолжение новаторской картины 2015 года.
Райли растет. Ей уже 13, и она радует родителей: учится на «отлично», играет в хоккейной команде, нашла в новой школе подруг. После одного особенно успешного матча тренер предлагает ей поехать на хоккейные сборы — мечта сбылась! Но поутру Райли просыпается растрепанная, несобранная, злая. Что случилось? Об этом зритель узнает, проникнув в голову героини, где и разворачивается основное действие. Пространство Центра Управления расширяется, его привычным обитателям — Радости, Печали, Гневу, Брезгливости и Страху — придется потесниться. Наступил переходный возраст. Встречайте новые эмоции: Стыд, Хандру, Зависть и их неостановимого лидера — Тревожность.
Прокат «Головоломки 2» только начался, но уже можно сказать без малейших сомнений — перед нами хит. Новому мультфильму Pixar удастся обогнать все немногочисленные блокбастеры 2024 года (на старте он уже победил вторую «Дюну») и вступить в приятное состязание с рекордсменами самой Pixar — во всех случаях сиквелами: это «Суперсемейка 2», «В поисках Дори», «История игрушек 3» и «История игрушек 4» (каждый собрал больше миллиарда долларов). Впереди «Оскары» и премии помельче, а также неизбежный культовый статус и многолетняя любовь публики.
С одной стороны, неудивительно: год для мейнстримного голливудского кино выдался так себе, и креативные, бесстрашные, въедливые мастера из Pixar выглядят на этом тусклом фоне особенно выгодно. С другой — каждая большая удача кажется очевидной лишь постфактум. Последние годы были для Pixar отнюдь не блестящими: «Вперед» и «Душа» оказались слишком экспериментальными, по сборам «Луки» и «Я краснею» жестко ударил ковид, «Базз Лайтер» и «Элементарно» попросту менее оригинальны и индивидуальны, чем среднестатистический мультфильм Pixar. Студия задала настолько высокую планку, что сама с трудом до нее дотягивалась. Но сейчас получилось.
Сравнения с первой «Головоломкой», вышедшей девять лет назад, настолько же закономерны, насколько нечестны. Режиссер Пит Доктер, тогда еще не лидер Pixar, пошел на огромный риск, скрестив на экране развлекательный мультфильм и психологическое исследование, и выиграл — уж слишком обаятельным и нестандартным получился построенный им мир материализованных абстракций. Автор сиквела Келси Манн идет по тропе, протоптанной старшими коллегами, всего лишь дополняя новыми персонажами и интригой уже построенную вселенную. Но тем неподъемнее была его задача. Когда мозг Райли во время судьбоносного матча одержимо твердит: «Я недостаточно хороша», можно представить, что мы проникли в мысли Манна. Иногда остаться на высоте — тоже незаурядное достижение. Особенно если ты (в отличие от Доктера, на счету которого десятилетие назад уже были прорывные «Корпорация монстров» и «Вверх») дебютант в полном метре.
«Головоломка» Доктера соединяла драматичные приключения эмоций с подчеркнуто прозаичными событиями в жизни Райли — обычной американской девочки, которая переехала с родителями в другой штат и перешла в новую школу. Мифологическая тема изгнания, поиска и обретения дома объединяла забавные перипетии фабулы. Манн, как кажется, менее амбициозен. Ну что за испытание — трехдневные хоккейные сборы! Но именно контраст между незначительностью внешних событий и судьбоносностью внутренних трансформаций делает «Головоломку 2» настолько удачной, а сценарий Мег Лефов и Дейва Холстейна — близким к безупречному.
Переходный возраст — мало с чем сравнимый источник неловких и комичных ситуаций. Вот Райли знакомится с девочкой постарше, возглавляющей успешную команду, — и сине-зеленая Зависть умильно выпучивает глаза, со смесью обожания и ненависти глядя на новую знакомую. Райли делает неловкое признание, и нелепый здоровяк Стыд прячется в своем худи. Потом ее зовут в незнакомую компанию, и пульт управления захватывает оранжевая встрепанная Тревожность, лихорадочно перебирающая сценарии возможных действий. Лишь фиолетовая Хандра, со скучающим видом лежащая на диване, делает вид, что ей все равно.
Тривиальный конфликт между привязанностью к подружкам и мечтой попасть в тусовку старшеклассниц приводит к эпическим событиям в сознании Райли. Под угрозой оказываются не столько основные эмоции, изгнанные пришельцами, сколько сама личность Райли — ее все еще хрупкое и тающее на глазах «я». Его отправляются искать Страх, Гнев, Печаль и Брезгливость под руководством неизлечимой оптимистки — Радости. Поразительные испытания ждут не только их, но и аниматоров, взявшихся изобразить то, что не имеет обличия.
Чтобы не портить удовольствие спойлерами, обойдемся кратким перечислением. Незабываемым, как и встреча с воображаемым другом Бинго-Бонго из первой «Головоломки», будет проникновение в Хранилище секретов. Эффектно и доходчиво показана суть сарказма. По-американски помпезно оформлен Парад будущих карьер. А главным катаклизмом на пути к Свалке вытесненных воспоминаний оказывается Брейнсторм — буквально ураган идей.
«Головоломка 2» сделана настолько динамично и остроумно, что недостатков почти не замечаешь. Да и сводятся они по преимуществу к умолчаниям, вызванным идущей не первый год «диснеизацией» Pixar. Например, очевидная тема — менструация (столь важная для «Я краснею», мультфильма на ту же тему) — остается в зоне умолчания, как и сексуальность. Если не считать бегло упомянутых крашей.
Драматургически почти не использованы ресурсы Страха, Гнева и Брезгливости, их функция здесь — сопровождающая. Неудивительно, что Билл Хейдер (Страх) и Минди Калинг (Брезгливость) уволились, выступая против заниженного гонорара (всего 2% от суммы, выплаченной Эми Полер, озвучившей Радость), уступив Тони Хейлу и Лизе Лапире.
Зато новым звездам дали полную свободу. Это и Айо Эдебири («Медведь») в роли Зависти, и француженка Адель Экзаркопулос («Жизнь Адель») в роли Хандры — безупречное попадание, но прежде всего Майя Хоук («Очень странные дела»), во всех смыслах захватившая лидерство в качестве неутомимой Тревожности. Этот колоритный персонаж и позволяет «Головоломке 2» быть не просто качественным сиквелом, но чем-то большим.
Несомненно, каждый из нас помнит самые неприятные и болезненные или щемяще трогательные моменты своего позднего детства. Многие на первых же кадрах узнают собственных детей: Доктер и вся креативная команда Pixar наняли целую команду консультантов-подростков, чтобы фильм приняла важнейшая для авторов аудитория — ровесники Райли. Но еще важнее то, как точно — пусть создатели и не имели таких намерений — «Головоломка 2» передает состояние миллионов людей по всему миру сегодня, вне зависимости от возраста. Изгнав Радость и Печаль, подавив Гнев и Брезгливость, они отдались всепоглощающей Тревожности, бесконечно строчащей в их головах негативные сценарии на ближайшее и дальнейшее будущее.
При мысли о том, что когда-то справиться с напастью можно было простейшими способами — обняв друзей или выиграв хоккейный матч, — любой из нас почувствует приближение еще одной, лишь мимолетно показанной в «Головоломке 2» эмоции — старушки Ностальгии.
Предыдущий мультфильм Pixar об абстрактных явлениях
Антон Долин